Налоговые риски: ФНС обновила критерии для назначения выездных проверок
Федеральная налоговая служба обнародовала показатели налоговой нагрузки и рентабельности для разных отраслей экономики за 2022 год. Эти данные (налоговики будут использовать их при составлении плана выездных проверок) помогут налогоплательщикам оценить свои риски.
Индикаторы риска
Напомним, что при планировании выездных проверок контролеры применяют 12 критериев. Часть из них приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных проверок.
Некоторые критерии имеют числовые показатели, которые обновляются ежегодно. В частности, к ним относятся налоговая нагрузка (критерий № 1) и уровень рентабельности бизнеса (критерий № 11).
Низкая налоговая нагрузка
В план проверок могут попасть те налогоплательщики, у которых налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:
Сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / Оборот организаций (по данным Росстата) × 100%
Из опубликованной на сайте ФНС таблицы следует, что для ряда отраслей показатели «безопасной» налоговой нагрузки повысились (см. табл.1). Например, в сфере розничной торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) налоговая нагрузка в 2021 году составляла 4,5%, а в 2022 году — 5%. В сфере строительства этот показатель увеличился с 10,1% до 11,2%.
В то же время в отношении некоторых видов деятельности налоговая нагрузка напротив снизилась. Так, налоговая нагрузка в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий уменьшилась с 17,6% до 15,5%.
Табл. 1
Налоговая нагрузка
Значительное отклонение рентабельности
Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.
По сравнению с 2021 годом значения рентабельности изменились по многим видам деятельности (см. табл. 2).
Так, средняя рентабельность продаж:
- в сфере производства продуктов в 2021 году составляла 7,3%, а в 2022 году — 11,1%.
- сфере производства напитков данный показатель увеличился почти в два раза — с 9,6% до 18,3%.
- сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж напротив увеличилась — с 5,4% до 10,5%.