Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция
2024-12-05 21:42
Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция
Представляем пошаговую инструкцию ведения воинского учета в организации в формате ответов на часто задаваемые вопросы.
Данное руководство будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре постановки на воинский учет, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями. Для начала разберемся, что такое воинский учет (далее -ВУ) и для чего он нужен.
Под воинским учетом понимают регистрацию призывных и мобилизационных людских ресурсов для анализа их количественного и качественного состава. С точки зрения государства, создание системы воинского учета позволяет четко понимать, в какой момент времени, на какой территории, в каком количестве находятся людские ресурсы, и оперативно ими управлять. Вести воинский учет сотрудников организации обязует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За нарушения в области воинского учета работодателю грозит административная ответственность (глава 21 КоАП РФ). Воинский учет: последовательность действий Шаг 1. Назначить ответственного Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься ведением ВУ может другой сотрудник организации. Количество лиц , обеспечивающих ведение ВУ в организации, напрямую зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 закреплены следующие нормы: ·менее 500 граждан - 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству; ·от 500 до 2000 граждан - 1 освобожденный работник; ·от 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника; ·на каждые последующие 3000 граждан - 1 освобожденный работник. При этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым ограничен.
Вопрос:Может ли подписывать документы по воинскому учету уполномоченное генеральным директором организации лицо? Что необходимо для этого? Ответ:Руководитель организации обязательно подписывает: ежегодный план по ведению ВУ и приказ о назначении ответственного за ведение ВУ. Остальные документы по воинскому учету (изменения сведений, сведения о приеме, увольнении), расписки в журнале учета листков сообщений может подписывать уполномоченное лицо на основании выданной доверенности (раздел III, п. 27, 28, 29, 36 Обязанности работников, осуществляющих ВУ Методических рекомендаций по ведению воинского учета)». Вопрос:Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать? Ответ:Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности, включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо. Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах. Вопрос:Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на сотрудника? Какое должно быть название этой должности? Ответ:Законодательные требования к наименованию должности лица, ответственного за ведение ВУ, не установлены. Таким образом, данный вопрос остаётся на усмотрение руководителя организации (например, можно внести в штатное расписание должность «специалист по ведению воинского учета»).
Возложить обязанности по ведению ВУ на работника можно: 1. путём приема по совместительству на созданную штатную единицу; 2. путём оформления совмещения должностей. При этом стоит учесть порядок и требования ст. 60.2 ТК РФ.
Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет. Граждане мужского пола в возрасте от 15 до 16 лет (до достижения ими возраста 17 лет) подлежат первоначальной постановке на воинский учет. Подлежат ВУ: ·Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 30 лет; ·Граждане, пребывающие в запасе (в том числе граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности). Не подлежат ВУ: ·Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; ·Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания; ·Лица, постоянно проживающие за пределами РФ; ·Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; ·Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе (при наличии отметки о снятии с учета); ·Граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности (согласно ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") ·Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ.
Вопрос:В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно? Ответ:Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Вопрос:Где можно ознакомиться с перечнем военно-учетных специальностей для женщин? Ответ:Перечень отражен приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). Вопрос:Нужно ли ставить на ВУ студентов, проходящих практику не более месяца? Ответ:Необходимо вести воинский учет в организации только по работникам, с которыми оформлены трудовые отношения. Студенты, проходящие практику у работодателя, работниками не являются. Следовательно, воинскому учету они не подлежат. Сведения для первоначальной постановки на ВУ по данным гражданам направляет учебное заведение.
Шаг 3. Составить номенклатуру дел
Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела. Сотруднику, ответственному за ведение ВУ в организации, необходимо сформировать папки и разложить по ним соответствующие документы. В ВУ есть 4 крупных дела: 1. Руководящие и регламентирующие документы ВУ. К ним относятся: ·Конституция Российской Федерации; ·Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ·Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; ·Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; ·Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» ·Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ; ·Раздел IV Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (Отсрочки); ·Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»; ·Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017); ·«Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700; ·Кодекс об административных правонарушениях (выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (N 195-ФЗ от 30.12.2001): Глава 19 (ст.19.25, 19.38) «Административные правонарушения против порядка управления» и Глава 21 «Административные правонарушения в области воинского учета» (ст. 21.1-21.7); ·Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета; ·Приказ об организации воинского учета граждан; ·План работы по осуществлению воинского учета; ·Журнал проверок состояния воинского учета в организации; ·Должностная инструкция работника по воинскому учету или функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета; ·Проект приказа и акт на передачу бланков специального учета и других документов по ведению воинского учёта. Дополнительные формы можно получить в территориальном военкомате (ВК). 2. Картотека личных карточек С 8 января 2022 года воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется посредством ведения карточек гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (Приложение № 22 в Приказу Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 "Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета") (далее - карточка по форме №10). Данная форма заменила ранее используемую Личную карточку работника (форма № Т-2). Обращаем Ваше внимание, что карточки по форме №10 формируются и ведутся как в бумажном, так и в электронном виде. Таким образом, помимо обычной картотеки работодатель должен вести также и электронную. Правила ведения картотеки едины как для электронной, так и для бумажной версии. Формы 10 необходимо поддерживать в актуальном состоянии и учитывать в них произошедшие изменения. Формированием и актуализацией карточек по форме № 10 занимается лицо, ответственное за ведение ВУ. Карточки на принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки:
Шаг 4. Составить пакет документов для постановки организации на воинский учёт
Перед началом работы по ведению воинского учета в организации необходимо разработать и утвердить обязанности для ответственного за ВУ сотрудника, издать приказ об организации ВУ, разработать план по осуществлению ВУ, согласовать документы с военным комиссариатом. Типовую должностную инструкцию можно найти в правовых системах. Также за разработкой должностной инструкции можно обратиться к консультантам. Структура обязанностей сотрудника, ответственного за ВУ: ·Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы; ·Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету; ·Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов. Для постановки организации на воинский учет в военный комиссариат требуется предоставить следующие документы: ·Приказ об организации ВУ граждан, пребывающих в запасе ·Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета в организации ·План работ по осуществлению ВУ ·Должностная инструкция (функциональные обязанности) ответственного по ведению воинского учета ·Форма 18 ·Заявление о постановке на ВУ ·Журнал проверок осуществления воинского учета ·Заверенные копии регистрационных документов Обращаем Ваше внимание, что в зависимости от Администрации и военного комиссариата, требования к составу документов и бланку Формы 18 могут отличаться. Рекомендуем уточнить указанные данные перед обращением по постановке организации на воинский учет.
Вопрос:В какой срок необходимо оповестить военный комиссариат о смене ответственного лица за ведение ВУ? Ответ:Законодательно этот срок не установлен, однако Методические рекомендации (рекомендации - ключевое слово) в п. 22 указывают, что проект приказа о назначении ответственного за ВУ согласовывается с ВК. При этом указано, что кандидатуру целесообразно согласовывать перед назначением на должность. Также перемещение и увольнение таких работников согласовывается с ВК. Обычно военные комиссариаты не занимаются согласованием кандидатур, а работают по уже предоставленным приказам.
Шаг 5. Подать документы в Администрацию(районную управу) и военный комиссариат. После подачи документов необходимо получить от Администрации (районной управы) и военного комиссариата справку о постановке организации на воинский учет. Вопрос:Какая именно организация осуществляет постановку на воинский учет - районная управа, военный комиссариат или администрация города? Ответ:Регистрация организаций, обязанных осуществлять воинский учет в Москве, согласно административно-территориальному делению и законодательству о местном самоуправлении, осуществляется районными управами. В других городах - территориальной администрацией. Эти государственные органы осуществляют функции призывных комиссий. Именно они присваивают номер организации при постановке на воинский учет. После регистрации в этих органах работодатель регистрируется в военном комиссариате. Вопрос:Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов. Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов? Ответ:Как правило воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Законодательно не закреплена обязанность постановки на воинский учет обособленных подразделений организации, но в случае, если руководителем организации будет принято решение о постановке на воинский учет обособленных подразделений, то необходимо уточнить информацию в военных комиссариатах на местах о возможности такой постановки. При этом следует учесть, что процедура постановки, ведения ВУ и сверки будет идентична во всех филиалах.
Шаг 6. Направить сведения в военкомат по месту регистрации каждого военнообязанного сотрудника Вопрос:Случается, что работник не предоставляет временную регистрацию, а по постоянному месту прописки он снят с воинского учета. Каким образом определять, к какому военкомату принадлежит адрес регистрации работника? Ответ:Чтобы определить, к какому ВК относится адрес регистрации работника, можно предварительно позвонить в ВК для уточнения информации. Распределением подведомственности занимаются районные управы и Министерство обороны РФ. Адреса областных и районных ВК указаны на сайте Министерства обороны. Уточнить подведомственность также можно в районной управе. Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации. Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет. При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме. Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет ( Пост-е Правительства РФ от 06.02.20 № 103 "О внесении изменений в Положение о ВУ")
Шаг 7. Регулярная актуализация данных по воинскому учету: ·Вести номенклатуру дел и обязательные журналы ·Обновлять картотеку военнообязанных и призывников (при наличии изменений) ·Проверять у военнообязанных граждан документы и наличие обязанности постановки на воинский учёт ·Оформлять работникам Листки сообщений и Направления для постановки на воинский учет по месту регистрации ·Оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления, разъяснять воинские обязанности ·Вести и актуализировать базу данных 1С или иной учетной системы ·Проводить внутренние аудиты ведения воинского учета ·Сверять данные личных карточек c военкоматом ·Готовить для военного комиссариата обязательные формы и отчеты Эту постоянную работу проводит ответственный за ведение ВУ работник или профессиональная команда консультантов, которым вы передали эту функцию. Вопрос:Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации? Ответ:Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору. Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК. Вопрос:Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность? Ответ:Да, согласно приложению № 2 "Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях" (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) необходимо направлять сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Вопрос:Необходимо ли проверять, стоит ли в паспорте у сотрудника отметка о приеме на воинский учет по месту прописки? Ответ:Обязанность проверять отметки в паспорте лежит на работодателе. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях. О том, что у военнообязанного нет отметки необходимо уведомить ВК и направить туда работника, выдав листок сообщения. Вопрос:Если сотрудник затягивает свой поход в военкомат, наступает ли в этом случае ответственность организации и/или сотрудника? Если да, то какая? Ответ:Работодатель обязан направить работников в ВК с листком сообщения и проконтролировать возврат отрывной части с отметкой ВК. Для этого ведется специальный журнал. Работодатель несет ответственность только за нарушение сроков отправки сведений. Так, например, Сведения об изменениях работодатель должен направить в течение 5 календарных дней со дня изменения соответствующих сведений. Для сотрудника с 1 октября 2023 года за нарушения в сфере воинского учета предусмотрены штрафные санкции в размере от 1000 до 30 000 рублей:
................№ .......................................Правонарушение ...................................................Ответственность по КоАП РФ
Вопрос:Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый? Ответ:Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя. Вопрос:Какие штрафы предусмотрены за «неведение» воинского учета? Ответ:Административной ответственности именно за «неведение» воинского учета нет. Есть штрафы, которые вытекают из общих обязанностей по ведению воинского учета. С 1 октября 2023 года на работодателя могут быть наложены штрафные санкции в следующем размере:
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения воинского учета составляет три года. Вопрос:Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУ? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет? Ответ:Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется. Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой. С 1 ноября 2024 года грядут серьезные изменения в сфере воинского учета — вводится в эксплуатацию Единый реестр Воинского учета, предназначенный для цифрового учета военнообязанных граждан. Это означает, что у работодателя не будет больше права на ошибку, так как вся информация станет поступать в Реестр из других ведомств — от ФНС, МВД, СФР и пр. Таким образом, военным комиссариатам станет проще отслеживать тех работодателей, которые не ведут воинский учет, либо ведут его ненадлежащим образом. Напоминаем, что с октября прошлого года штрафы для юридических лиц за нарушения в сфере ведения воинского учета выросли до 500 000 рублей.